Нематериально – культурное наследие

Беларускія мастацкія практыкі саломапляцення

Основными носителями, основоположниками возрождения и развития этого вида ремесла в Гродненском районе является Валентина Кравчук, народный мастер Республики Беларусь, и Ирина Шавельская, член Республиканского общественного объединения «Белорусский Союз мастеров народного творчества». В творческом багаже мастериц целые серии работ, которые специально сделаны к обрядовым праздникам – Пасхе, Рождеству, Купалью: «Рождественский ангелок», панно «Рождественская звезда», «Соломенная коза», соломенные подвесные конструкции – пауки и др.

Во многих авторских работах умело интерпретирована традиционная основа и внесены элементы индивидуального творчества. Очень популярными являются декоративные предметы: шкатулки, хлебницы, панно, украшения. Интересную интерпретацию получила также традиция изготовления из соломы головных уборов: шляп, декоративных венков, обручей. Оригинальные соломенные изделия  мастериц стали своеобразной визиткой Гродненского района.

Гродненская область, Гродненский район(г.п.Сопоцкин, д.Новая Гожа)

Рэгіянальная традыцыйная кухня аграгарадка Адэльск Гродзенскага раёна

Блюда аг.Одельск Гродненского района – самобытные и оригинальные. Способы их приготовления основываются на традициях, идущих из глубины веков, являются живым уникальным проявлением локальной культуры.

Благодаря близости к Польше и Литве местная рецептура вобрала в себя черты белорусской, польской, литовской и даже еврейской культур и построена на традициях, которые уходят в глубь веков, являются живым неповторимым проявлением местной культуры.

Приготовление каждого блюда состоит из определенных этапов, основанных на старинной технологии, передаваемой из поколения в поколение в семьях аг.Одельск. Традиционные блюда Одельска составляют комплекс, в состав которого входят повседневные (картофельная бабка и кишка, ржаной хлеб), праздничные (копытца, бигос, цимес, сыр клинковый, пончики, хрусты), обрядовые (ломанцы) блюда. По своим характеристикам их можно разделить на мясные и постные.

Особым разнообразием отличаются блюда из картофеля: бабка, драники, пызы, колбаса картофельная и др. Особенностью картофельных блюд одельской кухни является, во-первых, преимущественное использование тертого картофеля, а не целой картофелины, во-вторых, существование нескольких способов приготовления тертой картофельной массы и, в-третьих, применение обязательной комбинированной тепловой обработки. Целый картофель используется только в трех видах – отварным в «мундире», тушеным и запеченным.

Значительное место в традиционной одельской кухне занимают мясные блюда, особенно свинина и свиное сало. Блюда готовятся в основном из больших кусков мяса высшего качества, из мяса домашней птицы, в первую очередь – из гуся. Мясо среднего качества также используется, но только небольшими кусками в сочетании с овощами и грибами. Соленое свиное сало является самостоятельным блюдом. Используют также и субпродукты (печень, ливер).      Знаниями о комплексе традиционных блюд, рецептуре и технологии приготовления обладают многие жители Одельска.

Гродненская область, Гродненский район, аг.Одельск

Творчасць майстра па вырабу музычных інструментаў Мар’яна Скрамблевіча з аг. Адэльск Гродзенскага раёна Гродзенскай вобласці

Марьян Антонович Скромблевич – талантливый музыкант, реставратор и мастер. С 1992 года создает уникальные музыкальные инструменты, которые демонстрировал на республиканских и международных мероприятиях. Его творчество основано на белорусской народной традиции изготовления духовых и ударных музыкальных инструментов с использованием собственных знаний. При этом Марьян Антонович вносит модификации в свои произведения, сохраняя общий стиль и морфологию, экспериментирует с техникой, чтобы музыкальные инструменты звучали лучше.

Результатом многолетней работы М.А.Скромблевича стало открытие на базе Одельского центра культуры и народного творчества музейной комнаты деревянных музыкальных инструментов, где их представлено более 130-ти: двойные флейты, дудочки, трембиты, трещотки, охотничьи рога, старинный бубен, Гродненские трубы, флейта Пана, свирели и др. В музее есть 300-летний барабан ручной работы, отремонтированный мастером, шотландская волынка,  новую жизнь получил и тульский баян.

Инструменты Марьяна Антоновича «живут» и «поют» не только в Белорусской государственной академии музыки, Белорусском государственном университете культуры и искусств, но и в Польше, Канаде, Франции, Германии, Австрии, Словакии. К каждому инструменту мастер тщательно подбирает различные породы деревьев: клен, акацию, ясень, черемуху, сосну, дуб, рябину, черную сирень и даже индийский бамбук.

Особое восхищение вызывают его окарины – единственная в Европе коллекция деревянных окарин в виде птиц и рыб.

М.А.Скромблевич имеет статус народного мастера Республики Беларусь по изготовлению народных музыкальных инструментов,  является членом Белорусского Союза мастеров народного творчества.

В январе 2021 года за значительный личный вклад в сохранение и возрождение традиционной народной культуры, развитие белорусского народного творчества и ремесел Скромблевич М.А. получил премию Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства и Грант Президента Республики Беларусь на реализацию проекта по сохранению традиционных способов изготовления белорусских народных инструментов.

Гродненская область, Гродненский район, аг.Одельск

Культура беларускай дуды на Гродзеншчыне

На Гродзеншчыне дударская музыка фіксуецца з ХVI–ХVII стст. у гістарычных звестках (запісы іезуіта Філіпа Аўрыля 1687–1689 гг.) і іканаграфічных звестках (гравюры Олафа Магнуса 1555 г.) пра ўладанні князёў Радзівілаў і іх т.зв. Смаргонскую акадэмію (XVII cт.).  Найбольш ранняе літаратурнае апісанне беларускай дуды адносіцца да сярэдзіны XIX стагоддзя: “Дуда – духавы музычны інструмент, звычайна ўласнага вырабу граючага, ёсць не што іншае як пашыты са скуры даўгаваты пузыр, велічынёю з самага вялікага гусака і амаль з такою ж, як у гусака, шыяй, у які ўмацоўваецца верхнім канцом жалейка — невялікая (вяршкоў 6 у даўжыню)дудачка з загнутай шырокай адтулінай унізе, накшталт тытунёвай курыльнай трубкі з чубуком; у іншым канцы пузыра, г. зн. там, дзе ў гусака хвост, умацавана дудка-рагаўня вельмі вялікага памеру, даўжынёй ў аршын і таўшчынёй ў руку; там жа, дзе ў гусака спіна, прымацаваная да пузыра маленькая дудочка вяршкі ў тры даўжынёй і ў палец таўшчынёй, называемая “саплем”.

Паводле апісання, дуда складаецца з чатырох частак: меха, соскі, перабору і гука (колькасць апошніх — ад аднаго да сямі). Хоць канструкцыя дуды адносна нескладаная, аднак зрабіць такую дуду, на якую “і самому можна паглядзець і людзям не сорамна паказаць”, цяжка. Гэта пад сілу толькі майстру, які мае ўмелыя рукі і добры музычны слых.

Адным з такіх асоб з’яўляецца народны майстар Беларусі Мар’ян Антонавіч Скрамблевіч (1939 г.н.) з аграградка Адэльск Гродзенскага раёна таксама займаецца рэканструкцыяй старых інструментаў, якія трапляюць яму ў рукі. Пачынаў з мастацкай разбы па дрэве, затым прыйшло жаданне спалучыць рамяство і музыку. З цягам часу пазнаў “музычныя здольнасці” розных парод дрэў. Зараз працуе з клёнам, акацыяй, ясенем, чаромхай, сасной, дубам і нават індыйскім бамбукам. Пры вырабе музычных інструментаў майстар звычайна коле дрэва, каб яно не трэскалася слаямі. І яшчэ адно правіла: Мар’ян Антонавіч ніколі не выразае дудкі з сарцавіны драўніны, бо, як ён кажа, “тады не граюць”. Майстар доўга працуе над кожным інструментам: мяняе таўшчыню сценак, памеры адтулін, па-свойму “шліфуе” гук і тэмбр. Таму кожная яго дудка мае сваю меладычную афарбоўку, набліжаную да прыроднага каларыту. На іх можна перадаць шум ветрыку, лістоты дрэў і птушыныя спевы.

У пачатку 2000-ых гг., калі дударскі рух на Беларусі актыўна пачаў развівацца, Мар’ян Антонавіч Скрамблевіч прымае рашэнне змайстраваць дуду з суцэльнага апрацаванага кавалка скуры казы. Краі меха прашывае двайным радком і праклейвае спецыяльным клеем, каб не прапускала паветра. Для вырабу драўляных частак дуды – соскі, гука, галасавіка (перабору) – Скрамблевіч М.А. выкарыстоўвае клён і ліпу. Для пішчыка, які ўстаўляецца ў верхнюю частку галасавіка –  бамбук. Для больш зручнай ігры на дудзе майстар злучыў гук і галасавік тканым поясам, які адзяваецца на плячо.

Дуда Мар’яна Антонавіча аднагукавая, мае адзін басуючы гук у танальнасці рэ мажор.  Скрамблевіч М.А. выкарыстоўвае дуду як сольны інструмент, не практыкуючы ансамблевае выкананне. У яго рэпертуары – аўтарскія творы, песенныя найгрышы, полькі. Майстар увесь час удасканальвае сваё майстэрства, стварае новыя арыгінальныя музычныя інструменты, якія гучаць у многіх аматарскіх і прафесійных мастацкіх калектывах Беларусі.

Традыцыя роспісу велікодных яек у г.п. Сапоцкін Гродзенскага раёна Гродзенскай вобласці

Традиция росписи пасхальных яиц с давних времен и по сегодняшний день существует в г.п. Сопоцкин Гродненского района и является отличительной культурной традицией региона. В Сопоцкине и окрестностях традиция никогда не прерывалась. Основные носители – Антонина Лукьяновна Юрченя и Станислав Станиславович Змитрович.

Наиболее любимый мотив сопоцкинских мастеров – круг-розетка, располагающийся по центру яйца; свободные площади заполняются полурозетками, точками.  Нередко центры розеток попадают на концы яйца. Такая композиция диктуется особенностями технологии: мастер большим и указательным пальцами держит яйцо на концах и по кругу наносит узор из капелек. Для росписи используется специальный самодельный инструмент –  «шпилька» или «писачок» – палочка с вбитым в торец гвоздиком, с его помощью можно получить разнообразные красивые узоры: от самого простого – точечного, до сложного – сюжетного. Яйца расписываются пчелиным воском, натуральным красителем черно-коричневого цвета из настоя коры дуба, ольхи, ольховых шишек и ржавого железа.

Роспись пасхальных яиц в г.п. Сопоцкин является одним из древнейших народных видов росписи, вошедших в обряд празднования Пасхи.    Сопоцкинские писанки используются и как музейно-выставочные экспонаты, что всегда вызывает интерес у посетителей музеев. Хранятся в фондах Гродненского государственного историко-археологического музея, музейной комнате Сопоцкинского культурно-туристического центра.        Многочисленные мастер-классы по росписи сопоцкинских писанок, которые проводятся на праздниках фольклора, ярмарках народного творчества, экскурсиях  содействуют популяризации народного творчества и возрождению традиций.

Гродненская область, Гродненский район, г.п.Сопоцкин

Выраб велікодных вербаў (пальмаў) на тэрыторыі паўночна-заходняй Гродзеншчыны

Основными носителями традиции изготовления пасхальных верб (пальм) являются четыре родные сестры Саросек: Коваленок Доминика Доминиковна, Чередникова Чеслава Доминиковна, Ольшевская Данута Доминиковна, Лопатинская Ванда Доминиковна.

Декорирование вербных веток – это отличительная технология изготовления растительно-цветочных композиций к Вербному (пальмовому) воскресенью, отмечаемому за неделю до Пасхи.

Неотъемлемый элемент «гродненской» пальмы – это 3 веточки вербы высотой около 50-ти см, символизирующие Святую Троицу. Их изготовление заключается в том, что отдельные цветы и травинки в пучках навязывают на ветку, начиная с верха. Этой веточкой чаще всего служит настоящая верба. Но в пальме она не самостоятельный обрядовый атрибут, а только основа, на которой образуется художественная композиция из других растений.

Для гродненской школы характерны плоские «пальмы», как «лопатки», «смотрящие» в одну сторону на трех ветках белой вербы. Для их изготовления применяются бессмертники, ржаные и овсяные колоски, всевозможные травы — тимофеевка, можжевельник, веточки самшита, суховейки, кукурузные листья и др., из которых изготавливают разноцветные цветы, их красят искусственными анилиновыми красителями — чаще всего в красный, зеленый, лиловый, желтый, оранжевый цвета.

Гродненские вербы – яркий пример востребованности обрядовой атрибутики и, одновременно, настоящее произведение народного искусства.

Беларускія мастацкія практыкі выцінанкі

На сегодняшний день в Гродненском районе активно занимается техникой «вытинанка» мастер Татьяна Никитик и передает свой опыт молодому поколению. Во многих работах, сюжеты которых придумывает сама мастер, воплощены обрядовые праздники: Пасха, Дожинки, Рождество.

Татьяна Никитик использует в своих работах мотивы белорусского фольклора, образы-символы деревьев, птиц и др. Любимый образ – это древо жизни, один из распространенных образов. Это символ существования, развития, через который многое можно передать.

Гродненская область, Гродненский район (д.Коробчицы)

Стравы с таркаванай бульбы – дранік. Бульбяныя бліны, бабка і іншыя  – традыцыя прыгатавання і спажывання

Традиции приготовления блюд из тертого картофеля в Гродненском районе основаны на давних технологиях, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются стараниями как носителей традиции, так и усилиями работников культуры.

Выпекание драников в виде небольших картофельных лепешек – самый распространенный способ приготовления блюд из тертого сырого картофеля имеет различные локальные названия: «бандо» («бонды»), «богатые бонды», «деруны» («дыруны»), «агладки из картофеля» (аг.Одельск Гродненского района). Традиции народной кухни Гродненского района включают не только рецептуру и способы приготовления драников, картофельных блинов, бабки и других блюд из тертого картофеля, но и определенные практики их употребления. Эти блюда в настоящее время вошли в повседневную практику семейного питания.

Гродненская область, Гродненский район (аг.Озеры, д.Житомля, аг.Одельск, аг.Свислочь, д.Райста, аг.Индура)